Восточные ковры: история
Термин
«ковер» может употребляться параллельно с терминами «ковровая дорожка», «палас»,
«ковровое покрытие». Ковровое покрытие (иногда – ковролин) – это просто грубая
ткань, тянущаяся от стены до стены. Одно из основных отличий между ковром и ковровым
покрытием – это то, что ковровое покрытие основательно фиксируется на полу от
стены до стены, а ковер просто расстилается на полу, оставляя некоторое расстояние
до стены.
Ковер или ковровое покрытие?
В английском
языке термин «carpet»
происходит от старофранцузского «carpire», от глагола «carpire», означающего щипать,
в то время как термин «rug» имеет значение «грубая ткань».
В Украине
ковровые изделия имели разные названия. Самым старым было название «ковер» (старославянское
– коверъ, ковьръ, коворь; неясного происхождения, предполагается древнее
тюркское заимствование), которое сейчас считается диалектным и устаревшим.
С XVI века
для обозначения отдельных видов ковровых изделий распространяются названия
«коц» и «ложник».
Слово
«ковер» появилось в Украине в начале ХVІІ века: оно было заимствовано из
тюркских языков (азерб., крымскотатарского и турецкого kilim, перс. kilam,
kelim, gelim).
Несмотря на восточное происхождение слова «ковер», польский исследователь Т. Маньковский отмечал, что это название не пришло на наши земли вместе с возникновением какого-то нового рода художественных тканей, а что оно применлось к материалам, которые уже давно здесь производились.
Ковер легко
преобразит внешний вид и настроение любой комнаты. Ковры выбирают не только в
качестве напольного покрытия, но и для того, чтобы положительно влиять на
качество воздуха в помещении. Это связано с тем, что ковер действует как
фильтр, вытягивая из воздуха загрязняющие вещества, задерживая их до тех пор,
пока они не будут удалены с помощью пылесоса или профессиональной чистки
ковров.
Ковры,
коврики, ковровые дорожки – важная часть нашего домашнего декора, особенно в
больших домах или квартирах.
Ковры
украсят комнату и дадут тепло и комфорт тем, кто ходит, сидит, а иногда и лежит
на полу.
Происхождение ковров
С древних
времен человек использовал различные средства, чтобы защититься от холодной,
дискомфортной поверхности земли или пола, по которой он ходил, сидел и спал.
Еще до появления письменных свидетельств с этой целью использовались шкуры
животных и меха. Со временем стали использоваться различные натуральные и
искусственно обработанные материалы, чтобы обеспечить более высокий уровень
комфорта и долговечности.
Самый старый
из когда-либо обнаруженных ковров – это пазырыкский ковер, который представляет
собой ворсовый ковер, обнаруженный в Сибирском кургане в 1949 году. Эксперты
считают, что ему более 6000 лет, он датируется V веком до нашей эры.
Этот ковер
неизвестного происхождения размером примерно 1,5x1,8 метра, который сохранился
во льду в течении нескольких тысяч лет, имеет все характеристики современного,
персидского или анатолийского ковра с ворсом и узлом Гиордеса.
Доминирующий центральный мотив ковра, выложенный плиткой, окружен бордюрами с изображениями лосей и всадников.
На
протяжении веков постепенное совершенствование ткачества и эволюция дизайна
привели к созданию более сложных узоров. Несмотря на то, что со временем
ткачество стало обычным явлением во многих странах мира, каждая этническая
группа создавала совершенно разные узоры для разных целей.
На Ближнем
Востоке производство ковров и ковровых дорожек превратилось в домашнюю
промышленность, где люди делали коврики для себя. В свободное время они делали
дополнительные вещи, чтобы продать их позже или использовать в качестве оплаты
других товаров и услуг.
Ковры с
готовностью принимались для выплаты приданого, для покупки скота или для
выплаты налогов. При этом в Индии ковры ткались почти исключительно для
правителей из династии Великих Моголов (Моголов) и они не вошли в повседневную
жизнь простых людей.
В Китае
ковры ручной работы были в основном декоративными и предназначались для элиты
общества, которые могли позволить себе купить их или заказать их.
Персидские ковры
Персия,
древнее персидское название Ирана, может похвастаться самой высокой в мире культурой
производства ковров. Искусство ткачества и окраски передается по наследству,
здесь производят ковры всех стилей и размеров. Турецкоязычная часть населения
часто использует узел Сенне.
Производимые ковры часто называют в честь областей, где они производятся, например, Хамадан, Машад, Керман (или Кирман), Шираз и Биджар.
Искусство,
архитектура и ремесленные изделия были развиты в Персии во время Сефевидов,
особенно во время правления шаха Аббаса Великого, который правил в 1587–1629
годах.
С 1979 года Иран
стал исламской республикой. Хотя нефть обеспечивает самый большой экспортный
доход, но когда дело доходит до производства ковров, то экспортный приоритет имеют
именно ковры. Миллионы иранцев, так или иначе, связаны с производством ковров:
либо путем выращивания, стрижки, прядения, крашения, ткачества, стирки, ремонта
ковров или продажи овец и шерсти.
Для всех, кто посещает Иран, вскоре становится очевидным, что ковры играют очень важную роль в обществе. В больших городах магазины эксклюзивных ковров переполнены продукцией. На улицах можно увидеть небольшие грузовики с коврами на перронах, направляющиеся на базары. Ткацкие станки, инструменты и пряжа продаются повсюду.
В сельской
местности ткацкие станки можно увидеть в домах и на открытом воздухе. Часто
можно наблюдать, как кто-то расстелил на улице ковер и моет его водой и щеткой.
Для многих
людей на западе восточные ковры являются синонимом персидских ковров. Это,
конечно, неверно, но ошибка понятна, учитывая влияние производства персидских
ковров во всем мире.
Шведский
писатель Кнут Ларсон в своей книге о восточных коврах говорит: «Персы бережно
хранят свою ковровую культуру. Их искусство ткачества ковров – нечто невероятное,
лучшее, что есть в мире».
Турецкие ковры
Турецкие
ковры иногда также называют анатолийскими коврами. Самые старые е турецкие
ковры относятся к ХIII веку и их можно найти в городе Конья, который долгое
время был центром производства турецких ковров. Турецкие ковры XVI-XVII веков
по узорам, материалам и качеству полностью сопоставимы с персидскими коврами.
Производство
ковров в Анатолии впервые началось с приходом тюркских племен из Средней Азии,
которые поселились в этом регионе. Таким образом, анатолийские ковры образуют
ветвь этнических турецких ковров.
Одними из самых старых известных образцов турецких ковров являются восемнадцать сохранившихся изделий, сотканных турками-сельджуками в ХIII веке. Мотивы в этих изделиях представлены в виде стилизованных цветочных и геометрических узоров в нескольких основных цветах и были сотканы в провинциях Сивас, Кайсери и Конья.
Турецкие ковры длительное время находились под сильным влиянием греков, которые в свое время доминировали в производстве ковров. Более толстые ковры состоят из шерсти, хлопка и шелка и всегда связаны турецким узлом, также называемым узлом Гиордес или туркбаффом.
Обычно, в
основе ковровых узоров лежит изображение молитвенных ниш с более
геометрическими мотивами.
Люди и
животные не изображаются на турецких коврах, поскольку Коран этого не
допускает.
Индийские ковры
Ковроткачество
в Индии могло появиться еще в XI веке с приходом с Запада первых мусульманских
завоевателей – Газневидов и Гаури.
Особое
значение для ковроткачества стало начало династии Великих Моголов. В начале
шестнадцатого века, когда последний преемник Тимура, Бабар, распространил свое
правление от Кабула до Индии и основал Империю Великих Моголов.
Говорят, что
когда Бабур приехал в Индию, он был разочарован отсутствием здесь роскоши. Он
скучал по роскоши Персии, в том числе по персидскому ковру.
Падишах Акбар
Великий заложил основу традиции ковроткачества в Индии в 1520 году нашей эры,
когда он привез некоторых ковроткачей из Персии в свой дворец в Агре. При их
поддержке он основал центры ковроткачества в Агре, Дели и Лахоре, чтобы
облегчить производство ковров в персидском стиле, вдохновленных дизайнами
Кирмана, Кашана, Исфахана и Герата.
Правитель
Акбар, который сам был неграмотным, был великим пропагандистом искусства и
культуры, и именно во время его правления искусство процветало в Индии.
Существует легенда, что между 1520-30-ми годами с помощью ковроткачей из Персии он организовал обучение заключенных из местных тюрем искусству ткачества ковров. Позже эти заключенные очень гордились своей работой, и в конце концов они затмили своих учителей-персов.
Первоначально
ковры производили в классическом персидском стиле тонкой вязки. Постепенно это
смешалось с индийским искусством. Таким образом, производимые ковры стали
типичными для Индии, и постепенно индустрия стала диверсифицироваться, то и
распространилась по всему субконтиненту.
В период
Великих Моголов ковры, изготовленные на Индийском субконтиненте, стали
настолько известными, что спрос на них распространился за границу. Эти ковры
отличались оригинальным рисунком и отличались высокой плотностью узлов.
Ковры,
сделанные для падишахов Великих Моголов, включая Джахангира и Шах-Джахана, достигли
высшего качества. А во время правления Шаха Джахана ковроткачество Великих
Моголов приобрело новую эстетику и вошло в свою классическую фазу.
Индийские
ковры известны своим дизайном с вниманием к деталям и представлением
реалистичных атрибутов. Ковровая промышленность в Индии процветала больше в ее
северной части с крупными центрами в Кашмире, Джайпуре, Агре и Бхадохи.
Сегодня
Индия является крупнейшим в мире производителем и экспортером ковров ручной
работы, как по стоимости, так и объему. Около 75–85% ковров, производимых в
Индии, идет на экспорт. Индийские ковры известны во всем мире своим
превосходным дизайном, завораживающими цветами и качеством.
Шелковые ковры Агры
Правитель Бабур
развил город Агра, построил сады, которые напомнили ему Персию, и наполнил
город интеллектуалами и поэтами. Агра продолжала оставаться главным центром
могольской владычества и в XVII веке.
В это время
были высоко развиты персидское искусство, архитектура и поэзия. Близость
Великих Моголов к высокому искусству и культуре Персии способствовало сильному влиянию
персидской культуры в Индии.
Хотя производство
ковров и было распространено среди сельского населения Индии, все же его
расцвет связывают с именем падишаха Великих Моголов Акбара (1556–1605), который
принес высокое искусство ковроткачества из Персии в Индию во время своего
правления. Персидское ковроткачество в то время находилось на вершине своего
развития, а индийские ремесленники умели ткать легкие ткани из тонкой шерсти,
шелка и хлопка, но не ворсовые ковры.
Город Агра,
расположенный в штате Уттар-Прадеш на севере Индии, наиболее известен благодаря
Тадж-Махалу, мавзолею императора Великих Моголов Шаха Джахана для его третьей
жены.
При этом Агра
менее известна как крупный центр ткачества ковров, каким она была с XVI века. Особенно
это стало заметно, когда Агра впервые стала столицей Великих Моголов в 1566
году.
Акбар
основал придворные мастерские и пригласил талантливых мастеров из Персии, чтобы
они обучили индийских мастеров искусству плетения ворса.
Агра известна натуральными растительными красителями. Так как это был центр империи Акбара, художники сначала поселились здесь.
Дизайн Agra
подчеркивает элегантность и простоту в окружении ярких цветочных рамок.
Известны также
виды ковров туркман и абуссан. Они известны реалистичными смелыми узорами.
Особенностью ковров Bhadohi в Уттар-Прадеше является их индивидуальный дизайн.
Эти рисунки были разработаны местными ткачами и также включают различные
оттенки Тадж-Махала в естественных цветах.
Цвет
имеет решающее значение для производства хорошего ковра, поскольку он влияет
как на колористику, так и на его стоимость и износостойкость. Некачественная
краска может сделать ворс сухим и ломким.
Похожие статьи
Ткацкая деревня. Раджастан.
Между шумными празднествами отдыхаем в маленькой ткацкой деревне Раджастана. ..
Производство ковров ручной работы в Индии
Таинство создания ковра ручной работыМы живем в эпоху фантастических скоростей. Небоскребы строятся..
ПАЛАС, КОВЕР НА ПОЛ, ПРИКРОВАТНЫЙ КОВРИК ИЛИ КОВРОВАЯ ДОРОЖКА
Палас или ковровая дорожка?ПаласСейчас часто можно встретить в сети интернет, в социальных сетях сл..
Турецкие ковры ручной работы
Районы производства турецких ковров Турецкие вязанные и плетеные ковры очень важный элемент тюркской..
Турецкие ковры: стилистика и дизайн
Персидские мотивыНачиная с ХVI века турецкие ковры в значительной мере находились под влиянием пер..
Ковер kilim
Сегодня мы расскажем об одном из самых старинных по технологии производства видов ковров, которому..
10 особенностей турецкого ковра
Турецкий ковер может стать прекрасным украшением любого дома. При этом следует учитывать особеннос..
Турецкие ковры в европейской живописи
Турецкие ковры в европейской живописиУолтер Денни из Музея искусств Метрополитен когда-то писал: «П..
Как различать ковер ручной работы и машинный ковер?
Ковер ручной работы изготавливается на специально разработанном ткацком станке, на котором вручную..
Виды ковров
Основное преимущество ковра в качестве напольного покрытия заключается в его способности создавать ..