Производство ковров ручной работы в Индии

Мы живем в эпоху фантастических скоростей. Небоскребы строятся за недели, машины собираются за часы,  на производство компьютеров уходят минуты. Но есть процессы, время которых невозможно ускорить, такие как рождение ребенка, рост деревьев, созревание и выдержку вина.  Таинство создания ковра ручной работы - такой же долгий и естественный процесс. Его техника, созданная  еще на заре цивилизации, более 3000 лет назад, не изменилась до наших дней. Конечно же существуют современные машины выпускающие массовый ширпотреб из искусственного сырья за считанные часы, но ковер, на котором есть ярлык handmade обладает эксклюзивными  качествами - уникальностью, экологичностью, живой энергетикой и особенной чувственной красотой, повторить которую до сих пор не способна ни одна машина. Кроме того, это возможность прикоснуться к культуре  и философии ковроткачества и одному из таинств Востока, почувствовать ритм, музыку и гармонию в сплетениях и узорах.


А теперь немного приоткроем секреты этапов производства ковров ручной работы. Все начинается с идеи или задумки дизайна ковра.

Создание дизайна.

Все дизайны ковров можно разделить на две большие группы - традиционные и современные. В традиционных коврах дизайн не меняется на протяжении многих веков. Могут модифицироваться лишь цвета и отдельные элементы. Это кашмирские, джайпурские, персидские и другие классические дизайны. Над созданием современных ковров работает команда профессиональных художников, дизайнеров и ковровых кутюрье. По рисунку художника дизайнер создает ковровую карту или так называемую матрицу и переводит ее на язык понятный ткачам. 




Выбор материала.

Ковры ручной работы могут быть сотканы из шерсти, шелка, льна, хлопка, вискозы, волокон бамбука, эвкалипта или крапивы. Наиболее красиво смотрятся ковры, в которых сочетаются разные материалы.

Чаще всего для ковров используется новозеландская, тибетская и персидская овечья шерсть. Каждая из них обладает особыми свойствами. Для изготовления элитных восточных ковров используется в основном овечья шерсть. Она тоньше и мягче по структуре, легко окрашивается. Верблюжья и козья шерсть жестче, поэтому пряжа из нее грубее. Пряжа из верблюжьей или козьей шерсти используется крайне редко, разве что только в кочевнических коврах невысокого качества. Чаще же ее в небольших пропорциях смешивают с овечьей шерстью для придания ворсу блеска.



   

























В зависимости от географического региона, в ковроткачестве используется овечья шерсть разного происхождения. Например, иранские кочевники держат огромные отары овец, поэтому шерстяные ковры из Ирана состоят по большей части из сырья местного происхождения. Индийские же и пакистанские ткацкие мануфактуры импортируют овечью шерсть из Австралии и Новой Зеландии. Новозеландская шерсть отличается высоким качеством и считается лучшей на рынке.

Качество шерсти зависит от целого ряда факторов:

  • Возраст животного (у молодых ягнят шерсть тоньше и прочнее, чем у старых животных);
  • Время стрижки (особо ценится шерсть ягнят осенней стрижки);
  • Части тела, откуда сострижена шерсть (наиболее тонкая шерсть растет на спине и вокруг шеи животного);
  • Место обитания и порода животного (шерсть овец, пасущихся на высокогорных пастбищах, более блестящая, так как содержит  высокий процент ланолина).

 

Прядение

Шерсть промывается в речной воде и просушивается на солнце,  затем вычесывается и прядется вручную на специальном колесе и скручивается в мотки бухты. Лучшая пряжа получается из 5-7 ниток, скрученных вручную.








 

Окрашивание

Шерсть окрашивается в более, чем 3000 оттенков  натуральными красителями. Красивый синий цвет дает индиго, красный - корень марены, хна, кора дуба, кожура граната, куркума, чай, скорлупа грецкого ореха и даже высушенные панцири некоторых насекомых.






Качественно сделанный ковер не потускнеет со временем и покажет себя с хорошей стороны в процессе эксплуатации.

Для согласования цвета ковра с заказчиком дизайнер использует международную систему цветов ARS Color Pantone в шерсти и шелке.




Плетение

Мастера ткут ковры по эскизу, заранее разработанному дизайнерами. Это самый долговременный процесс. Некоторые ковры ткутся более года, а на производство шелковых ковров уходит несколько лет. Небольшое изделие может создать один мастер, а над большим трудится целая команда ткачей. Количество узлов на квадратный метр зависит от плотности ковра и сложности  рисунка. Чем тоньше линии рисунка, тем большее количество узлов на квадратный метр получится в ковре. В ковре средней плотности количество узелков составляет около 350 000 на квадратный метр, а в шелковом ковре до 1 млн. Один мастер в месяц создает 4-5 кв.м.ковра. Существует много видов узлов - персидские, тибетские и непальские, турецкие и берберские, но все они плетутся с помощью человеческих рук.




 На специальный станок натянуты продольные нити основы, в них вплетаются цветные шерстяные или шелковые нити, с помощью которых  создается узор. Схема узора находится перед глазами вместе с пучками цветной пряжи, из которой формируется рисунок.

Создание и основы, и деталей эскиза -  невероятно кропотливый руд.  Чтобы завязать один узелок нужно сделать до семи движений пальцами. Каждая нить заводится вручную, оставшаяся нить отсекается, а затем заводится следующая. И так полный световой день.




В узор вплетаются не только шелковые нити, но и песни, которые часто поют во время работы.





В кашмирских горах шелковые ковры ткутся исключительно мужчинами, а в Джайпуре и Варанаси ковры ткут как  женщины, так и мужчины. Иногда над ковром работает целая семья.







Мойка ковров.

Очень важный этап производства ковров ручной работы - процесс мойки ковров. После того, как ковер готов, он промывается несколько раз для того, чтобы смыть остатки пыли, которая впиталась в ковер за долгие месяцы его производства и придать ему дополнительный блеск и сияние. Обычно применяется традиционный способ промывания  при помощи большого количества воды и слабого мыльного раствора, без применения химических средств. Высококачественные материалы, из которых сделан ковер, позволяют проступить природному блеску ковра без каких-либо дополнительных средств.

 



Cушка 

Чистые и промытые ковры сушат под прямыми лучами яркого индийского солнца. Часто ковры сушатся прямо на крышах расправленными и растянутыми, чтобы принять свою правильную форму. Сезон муссонных дождей может отсрочить на несколько недель время сушки ковров.





Завершающие работы.

Окончательный вид ковер приобретает после ручной прострижки или карвинга, выравнивания и обработки бахромы. Некоторые ковры проходят процесс оксидирования и при необходимости состаривания и придания винтажного вида.




Требуется филигранное мастерство, чтобы при прострижке не нарушить узор, который ткался долгие месяцы.





И наконец, ковер может отправляться к заказчикам, на выставку или в склад готовой продукции.



Ковер ручной работы – это не только настоящее произведение искусства, демонстрирующее высокую степень таланта, мастерства, фантазии, упорства и вкуса. Это возможность  почувствовать энергию жаркого индийского солнца, услышать мелодию ситара и флейты, песни ткачей и молчание гималайских гор, ощутить тепло человеческих рук его создателей, всех тех, кто прял пряжу, красил ее в цвета земли и неба, ткал узелок за узелком тонкие нити, соединяя настоящее и будущее в один орнамент, чтобы напомнить о том, что красота - это сиюминутная вечность.